Современному человеку довелось жить в уникальную эпоху трех одновременно происходящих технологических революционных перемен: развития интеллектуальных баз данных (bigdata), бурного роста облачных вычислений (cloudcomputing) и всеохватывающего распространения мобильных устройств.
Современному человеку довелось жить в уникальную эпоху трех одновременно происходящих технологических революционных перемен: развития интеллектуальных баз данных (bigdata), бурного роста облачных вычислений (cloudcomputing) и всеохватывающего распространения мобильных устройств. Последнее привело к экспоненциальному росту массивов собираемой с помощью мобильных устройств информации. Подобные объемы информации не могут быть обработаны исключительно силами человека, что стимулирует развитие облачных вычислений и в конечном итоге порождает технологию искусственного интеллекта (ИИ). Таким образом, все три технологии завязываются в единый узел, их развитие взаимозависимо, а точкой сборки этих технологий является технология ИИ.
В 2020 году мир и мировая экономика прошли через серьезные потрясения, которые еще более усилили значение и роль новых технологий в медицине, военно-промышленном комплексе, системе беспилотного транспорта, автоматизации индустриального производства и строительства, банковском секторе, торговле и других отраслях экономики.
Как известно, шестой технологический уклад (2020–2060 гг.), на пороге которого мы стоим, будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.
На основании открытых источников рассмотрим соотношение сил и борьбу за лидерство в одной из ключевых областей шестого технологического уклада – систем ИИ – по состоянию на 2020–2021 гг. и оценим ближайшие перспективы участников гонки в этой области.
В качестве основных сторон, претендующих сегодня на лидерство в трех рассматриваемых технологических областях и, в частности, в ИИ, можно выделить как крупнейшие в мире компании (Google, Microsoft, Amazon, IKEA, Tencent, Huawei, SchneiderElectric, Yandex), так и страны в целом (прежде всего это Китай и США, которые являются крупнейшими инвесторами в эту сферу исследований и технологий).
Согласно RAND Corporation в 2017 г. общий объем финансирования китайских предприятий, занимающихся разработками в сфере ИИ, составил 70 % от общемирового уровня вложений – 27,7 млрд долл. В результате Китай стал страной с наибольшим количеством инвестиций в ИИ, существенно превзойдя в этом США.
Для сравнения: российское правительство намерено выделить до 2024 г. на развитие проектов в сфере искусственного интеллекта 5,26 млрд рублей. Эти цифры позволяют нам легко оценить соотношение сил между Китаем и РФ в рассматриваемой сфере.
В последние годы соотношение сил в области систем ИИ существенно не менялось. Поскольку Китай и следующие за ним США имеют колоссальное преимущество в развитии технологий ИИ, ограничимся рассмотрением состояния дел только в этих двух ведущих странах.
Начнем с определений.
Что такое искусственный интеллект?
Искусственный интеллект (англ. artificialintelligence, AI) – наиболее спорный термин, характеризующий новые технологии. Что стоит за этим понятием в Китае и США?
Согласно китайскому пониманию термина, искусственный интеллект включает целый спектр понятий и широкий круг трактовок в зависимости от контекста. В работе П. Э. Струковой "Искусственный интеллект в Китае: современное состояние отрасли и тенденции развития" под ИИ понимается в первую очередь “направление в информатике и информационных технологиях, задачей которого является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий”. Для Китая актуально также и такое определение ИИ: “Способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации”.
Исходя из этих определений, можно заключить, что под сферой ИИ в Китае сегодня в целом подразумеваются различные высокотехнологичные разработки в области применения и использования больших данных, компьютерного зрения, глубокого обучения, создания автономных “умных” (smart) систем, создание высокоавтоматизированных производств и др. Такие разработки сопровождают компании, которые создают конкретное программное обеспечение и аппаратные средства и работают с квалифицированным персоналом, обслуживающим ИИ-проекты.
В США же, согласно исследованию понятие “искусственный интеллект” явно заужено и ограничено прежде всего военным и околовоенным применением ИИ. “Технологии ИИ потенциально могут стать решающими мультипликаторами силы в будущих вооруженных конфликтах”, – отмечается в исследовании.
Помимо определений термина ИИ, в США и Китайской Народной Республике (КНР) различаются также и национальные стратегии адаптации, внедрения и использования ИИ.
Если американский путь инноваций изначально предполагает внедрение ИИ прежде всего в сфере ВПК и только в дальнейшем ведет к адаптации уже успешно апробированных в ВПК решений и технологий в другие (невоенные) отрасли хозяйства, то китайцы предпочитают осваивать технологии ИИ широким фронтом – во всех доступных для новых технологий отраслях народного хозяйства. КНР определила ИИ в качестве ключевого фактора повышения национальной конкурентоспособности и защиты национальной безопасности и выдвинула национальный план развития ИИ. План основывается на ряде важных целей, направленных на то, чтобы к 2030 г. КНР стала мировым лидером в области инноваций в области искусственного интеллекта.
Рассмотрим стратегии стран-лидеров более детально.
Национальная стратегия КНР в области искусственного интеллекта
Согласно И. В. Данилину и П. Э. Струковой национальная стратегия Китая в области искусственного интеллекта была сформулирована по указанию верховного политического лидера Си Цзиньпина, который одновременно является генеральным секретарем Коммунистической партии Китая (КПК), председателем Центральной военной комиссии Народно-освободительной армии (НОАК) и президентом КНР.
Си Цзиньпин сделал развитие ИИ одним из главных приоритетов для Китая. Функции по этому вопросу контролируются политбюро ЦК КПК, Государственным советом КНР, в то время как комплексное планирование и координация осуществляется Ведущей группой по реализации государственной научно-технической структурной реформы и созданию инновационной системы при Государственном совете КНР.
Один из самых видных деятелей Китая, член политбюро и Государственного совета, заместитель премьер-министра ЛюХэ возглавляет небольшую группу по повседневному контролю и руководству стратегией ИИ. В состав группы входит в качестве ее заместителя Лю Ван Чжиган, министр науки и технологий.
Одновременно Лю Ван Чжиган возглавляет Управление по реализации Плана искусственного интеллекта, которое также находится в Министерстве науки и технологий.
Цель и стратегия проекта ИИ в Китае заключается в создании и поддержании национальной системы технологий ИИ и объединение этой технологии с интеллектуальной экономикой, интеллектуальным обществом и усилением национальной обороны на протяжении трех этапов:
- К 2020 г. Китай будет идти в ногу с мировыми лидерами в области ИИ.
- К 2025 г. Китай добьется крупных прорывов в основных теориях ИИ.
- К 2030 г. Китай должен выйти на ведущие мировые позиции.
Таким образом, стратегия Китая в области ИИ направлена прежде всего на мирное развитие экономики и общества, а военное применение ИИ рассматривается только как одно из параллельных или сопутствующих, но никак не ведущих направлений развития.
Национальная стратегия США в области искусственного интеллекта
В мае 2018 г. Белый дом опубликовал информационный бюллетень, в котором были изложены приоритетные программы ИИ, финансируемые правительством.
В 2019 г. была создана Комиссия национальной безопасности по ИИ. Цель и обязанности комиссии – рассмотреть методы и средства, необходимые для содействия развитию искусственного интеллекта, машинного обучения и связанных технологий для всестороннего удовлетворения потребностей национальной безопасности и обороны Соединенных Штатов, а также лучше вооружить страну всеми возможными средствами, позволяющими снизить экономические риски, удовлетворить потребности Министерства обороны с учетом других рисков в области безопасности, определенных комиссией.
В 2018 г. Разведывательное сообщество и Министерство обороны проводили отраслевые дни для коммерческого сектора, чтобы сформулировать свои уникальные потребности и имеющиеся технические пробелы, которые они хотели бы закрыть решениями из других отраслей. Обе структуры поддерживают усилия Агентства по разработке перспективных проектов Министерства обороны по включению ИИ в свои операции и хотят использовать их для получения стратегического преимущества.
Как мы видим, стратегия США в области ИИ предполагает форсированное развитие и использование ИИ прежде всего в области военных технологий и разведки. Внедрение систем ИИ в другие сектора экономики на первоначальном этапе развития не предусмотрено.