Коллегия ЕЭК рекомендует использовать общие подходы в части ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия
Коллегия ЕЭК рекомендует использовать общие подходы в части ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия
Документ вступил в силу с даты его официального опубликования.
Теперь в ходе разработки нормативных правовых актов, регулирующих вопросы установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС), рекомендуется учитывать установленные общие подходы.
Административная ответственность предусмотрена за нарушения для производителей продукции, уполномоченных производителем лиц, импортеров, продавцов, органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий, а также организаций, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС.
Административная ответственность за нарушения производителем, его уполномоченным лицом, импортером и продавцом
Изготовитель, импортер и продавец несут ответственность за следующие действия (бездействия):
- производство и реализация продукции, не соответствующей требованиям ТР ЕАЭС;
- организация процессов производства, хранения и перевозки продукции, не соответствующая требованиям ТР ЕАЭС;
- нарушение процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции;
- выпуск в обращение на территории ЕАЭС продукции без документов об оценке соответствия или с документами, срок действия которых истек или приостановлен, либо с документами, оформленными с нарушением обязательных требований;
- непринятие мер по предотвращению причинения вреда при выпуске в обращение или реализации продукции, не соответствующей обязательным требованиям;
- невыполнение обязанности по приостановлению проектирования продукции, постановки ее на производство, производства и реализации продукции, не соответствующей обязательным требованиям, либо по ее отзыву, изъятию, возврату, уничтожению, утилизации;
- нарушение требований к маркировке продукции;
- непредставление либо уклонение от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля;
- неисполнение предписаний органов госконтроля.
Административная ответственность за нарушения органов по сертификации
Органы по сертификации несут ответственность за следующие действия:
- нарушения правил и процедур при проведении работ по оценке соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС;
- необоснованность выдачи, приостановления, прекращения действия сертификата соответствия или неправомерной регистрации декларации о соответствии продукции;
- проведение органом работ по оценке соответствия продукции, не предусмотренной заявленной областью аккредитации;
- проведение органом, не включенным в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС, работ по оценке соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС (за исключением случаев, когда ТР ЕАЭС допускается проведение таких работ органом, не включенным в единый реестр органов по оценке соответствия);
- неисполнение предписаний органов государств-членов, уполномоченных на осуществление государственного контроля.
Испытательные лаборатории несут ответственность за следующие действия:
- нарушение процедур проведения испытаний и измерений продукции;
- представление недостоверных или необъективных результатов испытаний) и измерений;
- осуществление работ вне заявленной области аккредитации;
- непредставление либо уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля;
- неисполнение предписаний органов госконтроля.
Организации, осуществляющие работы по оценке соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС, несут ответственность за следующие действия:
- нарушение процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции;
- необоснованная выдача, приостановление, прекращение действия документа об оценке соответствия продукции;
- непредставление либо уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля;
- неисполнение предписаний органов госконтроля.
Сейчас в России, в соответствии со статьей 14.43 КоАП, за нарушение техрегламентов установлены штрафы для юрлиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Тогда как в Казахстане и Беларуси зафиксированы не суммы штрафа в национальной валюте, а расчетные показатели и базовые величины соответственно.
Показатели, применяемые в Казахстане, необходимы для расчета размера некоторых государственных пошлин или выплат. Формируются они в результате нескольких факторов - инфляция, общая экономическая ситуация и т.д. Таким образом, в Республике Казахстан штраф за нарушение техрегламентов зависит от размера бизнеса. С субъектов малого предпринимательства и крупного бизнеса взимается по-разному - от 105 тыс. до 350 тыс. в пересчете на российские рубли.
В Республике Беларусь ответственность за нарушение техрегламентов варьируется от возможности установить стоимость продукции, которая не соответствует принципам технического регулирования. Если установить стоимость можно - взимается штраф в размере 100% от ее стоимости, если стоимость установить не удалось - взимается штраф, эквивалентный сумме в 480 тыс. российских рублей.
Таким образом, пока не ясно, по какому именно критерию производители и продавцы растительных аналогов в разных странах, использующие "молочные" названия для своей продукции, должны унифицировать ответственность за нарушение техрегламентов.